Деловые и экономические отношения между Россией и Германией ухудшились в 2014 году. Это осложнило жизнь многим немецким бизнесменам, которые ведут хозяйственную деятельность в нашей стране. Главные факторы, сдерживающие экономический рост, отражены в опросе, который провел Восточный комитет немецкой экономики.
Респондентов опрашивали в ноябре 2019 года. В связи с новыми обстоятельствами на данный момент ситуация изменилась. Тем интереснее сравнить представления «до» и «после».
В опросе приняли участие представители разных отраслей:
Суммарно на предприятиях работает более 140 000 человек. Зафиксированный в 2018 году оборот компаний составляет 18 млрд евро.
После опроса сделаны следующие выводы:
30% немецких компаний, которые ведут хозяйственную деятельность в России считают что деловой климат в России улучшился; 39% думают, что в сравнении с прошлыми периодами он не изменился, 31% опрошенных отмечает что он ухудшился.
Собственное положение на российском рынке 41% респондентов оценивает как «хорошее», 47% — «удовлетворительное», 12% воздержались от оценивания. Насколько удалось удержать эти позиции в новых условиях узнаем в ноябре 2020 года.
85% опрошенных считают своим основным конкурентом Китай, 15% не могут точно ответить, как на них повлияло развитие российско-китайских отношений.
По прогнозам, в ноябре 2020 года ситуация изменится. Эксперты считают, что Китай не успеет к этому времени оправиться от потрясений и немного снизит обороты. Однако такая ситуация продлится максимум 2-3 года, после этого китайские предприятия снова наберут темп.
Факторы, которые снижают деловую активность:
Учитывая, что в 2020 году начался экономический кризис, в ноябре картина изменится. Прогнозы пока делать рано, неизвестно, когда бизнес и производство смогут работать в полную меру и вести свободную торговлю.
Николай фон Зеела, генеральный директор ООО «Либхерр-Русланд» (дочерняя компания немецкого концерна Liebherr):
— Кризис — временное явление. Россия прошла через многие испытания, и мы вместе с ней. Мы никогда не останавливали свою работу, наоборот — это новые возможности, например, для развития собственной инфраструктуры сервиса. Заказчики видят это, и остаются с нами. Продажи техники и запчастей в строительном сегменте мы осуществляем через собственную разветвлённую сеть продаж и сервисных центров. Очень важно, что, в отличие от всех наших соперников, мы не работаем через дилеров, а работаем напрямую, так как мы считаем, что связь с заказчиком должна быть максимально близкая. Это, в том числе, позволяет нашим инженерам и конструкторам следить за тем, в каких условиях и как работает техника и учитывать любые замечания заказчиков. Это может быть и один из ключей успеха и прогресса.
Ждем с нетерпением ноябрь 2020 года, чтобы получить свежие прогнозы на 2021 год, который, по всей видимости, будет непростым для всех стран.